Вступительное слово
автора |
Раздел I. Нравственный логос Владимира Соловьева:
индуктивные обобщения
|
Глава
1. |
Нравственная
кинематика |
|
§ 1. |
Основные определения нравственной
кинематики |
|
§ 2. |
Интенсиональный вариант
нравственной кинематики |
Глава
2. |
Нравственная
динамика |
|
§ 1. |
Субъектный детерминизм и свобода
воли |
|
§ 2. |
Проблема субъектной
силы |
Глава
3. |
Аналитика нравственного
базиса |
|
Часть 1. |
Феноменология нравственного
базиса |
|
§ 1. |
Определение нравственного
базиса |
|
§ 2. |
Аффективные выражения
нравственного базиса |
|
§ 3. |
Нравственный базис как
гомеостатическая система |
|
Часть 2. |
Рефлексия над нравственным
базисом |
|
§ 1. |
Принцип аскетизма |
|
§ 2. |
Принцип альтруизма |
|
§ 3. |
Принцип пиэтизма |
|
§ 4. |
Полнота нравственного
базиса |
Глава
4. |
Синтетика нравственного
базиса |
|
§ 1. |
Критика нравственных крайностей в
абстрактной этике |
|
§ 2. |
Положительная синтетика
нравственного базиса |
|
§ 3. |
Нравственный крест |
Глава
5. |
Теофания нравственного
логоса |
|
§ 1. |
Добро как сила своего
воплощения |
|
§ 2. |
Личность и общество как две силы
нравственной теофании |
|
§ 3. |
Первично-экстенсивная модель
нравственного прогресса |
|
§ 4. |
Нравственный базис как достоинство
субъекта |
|
§ 5. |
Национальная теофания
добра |
|
§ 6. |
Уголовный вопрос в теофании
добра |
|
§ 7. |
Экономическая теофания
добра |
|
§ 8. |
Нравственность и право - два
полюса нравственной теофании |
|
§ 9. |
Война как элемент нравственной
теофании |
Глава
6. |
Движение к нравственному
целому |
|
§ 1. |
Субъект нравственной организации
человечества: экстенсиональное измерение |
|
§ 2. |
Субъект нравственной организации
человечества: интенсиональное измерение |
|
§ 3. |
Нравственный смысл жизни:
итоги |
|
§ 4. |
Нравственный логос у Канта и
Соловьева |
Раздел II. Логика Добра: опыт дедукции
|
Глава
1. |
Нравственностное
пространство |
|
§ 1. |
Нравственностная феноменология
личности |
|
§ 2. |
Нравственный базис и антибазис в
нашей жизни |
|
§ 3. |
Нравственностное пространство
G4 |
|
§ 4. |
Логика всеединства на путях
жизни |
|
§ 5. |
Добро как оптимум
бытия |
Глава
2. |
Движение к системе
нравственного логоса |
|
§ 1. |
Модальности и нравственностное
пространство |
|
§ 2. |
Субъектные структуры в
нравственном логосе |
|
§ 3. |
Закон Субъектности и Закон
Добра |
|
§ 4. |
Нравственный базис и иерархические
субъекты |
|
§ 5. |
Мощность сознания в определениях
нравственности |
Глава
3. |
К основаниям субъектной
динамики |
|
§ 1. |
Симпатические субъектные
заряды |
|
§ 2. |
Апатические и антипатические
субъектные заряды |
|
§ 3. |
Вертикальные субъектные
заряды |
|
§ 4. |
Элементы субъектной
динамики |
Заключение |
Приложения |
|
1. |
L-противоречивая деонтическая
логика |
|
2. |
Исчисление обобщенных
градиентов |
|
3. |
Теория ментальных многообразий как
аксиоматическая система |
|
4. |
Бичисловые основы древнеегипетской
арифметики |
|
5. |
Элементы субъектного
языка |
|
6. |
Вектор себя в
электродинамике |
|
7. |
Логика лиц |
|
8. |
Квантовая модель
сознания |
|
9. |
Экранная модель
сознания |
|
10. |
Логика координаций |
|
11. |
Российская Декларация
Синтеза |
Работа "Оправдание добра" -- это, пожалуй, самое
известное и наиболее показательное произведение Владимира
Соловьева. В последнее время оно уже достаточно известно
в России, и о нем много чего написано. И вот
перед читателем еще один труд на эту же тему.
И вполне естественно может возникнуть вопрос о том,
что же еще нового можно сказать по этому поводу? Мой ответ
будет достаточно категоричный и, возможно, неожиданный. Осмелюсь
утверждать, что в этой работе Соловьева есть такой угол
понимания, который еще никем и никогда не был представлен.
Одновременно именно этот угол, эта сторона прочтения кажется мне
чрезвычайно существенной для подлинного постижения философии
Соловьева, а вслед за тем и русской философии
всеединства, и даже, в какой-то мере, русской философии
вообще. Обычно специфику русской философии видят в ее
нравственном характере, в этаком начале морализаторском. Уже
это представляет русскую философию как нечто второсортное, скорее
философию прикладную, а не фундаментальную. Вот, казалось
бы, и "Оправдание добра" Соловьева -- типичный пример
такого морализаторства. Главная задача моей работы и состоит
в том, чтобы преодолеть этот миф. И не то что
я стою на некоторой внешне альтернативной позиции
к нравственной значимости русской философии. Нет, дело мне
представляется в несколько более тонкой форме. И вот чтобы
эту тонкость очертить, и пришлось взяться за эту книгу.
Хотя главную мысль можно сказать уже сейчас и сразу.
Русская философия -- это такой тип
философствования, в котором нравственное начало есть лишь
наиболее яркое выражение нового понимания онтологии. В центре
образа бытия в такой философии находится субъект-бытие, т.е.
бытие существ, и даже само бытие осмысливается как существо.
Быть -- значит, жить. И нравственность в этом случае
приобретает звучание фундаментального знания о субъектном
бытии, так что главное даже не в нравственности самой
по себе. Главное заключается в постижении нового типа
онтологий, субъектных онтологий, с точки зрения которых может
быть по-новому увидена любая проблема. И тогда
нравственность -- это не одна из форм регулирования
отношений частного класса существ (людей), но выражение
наиболее полного знания о бытии субъектных онтологий вообще,
учение о законах мира-субъекта, составленного из различных
субъектов-частей, вступающих между собою в многосложные
онтологические отношения. Тогда -- да, русская
философия -- это философия в первую очередь нравственная,
но только принципиально меняется само понятие нравственности.
Так, по форме все как-будто остается прежним, но суть
меняется качественно. И "Оправдание добра" -- это именно
такое качественное преображение, вплоть до переворачивания,
этой сути нравственности. Из придатка объектных
онтологий -- в фундаментальное знание о субъектном
бытии.
Вот, собственно, та главная мысль, которая только
и будет разворачиваться ниже на все лады. Но, как хочется
верить автору, хотя, прочитав книгу, читатель в самом деле
только и сделает, что вернется к пониманию этой простой
мысли, однако, за той же формой она уже будет хранить
несравнимо более богатое наполнение, и потому здесь что-то
принципиально изменится. Что именно -- это, по-видимому,
и можно будет постичь, только впустив в себя изрядную
полноту текста и несущего им смысла. Первая попытка такой
реформы понимания системы смыслов русской философии всеединства была
сделана мной в книге "Логика всеединства". Эта новая
книга -- и продолжение, и развитие "логики
всеединства" не столько на теме синтеза, сколько
на идее субъекта, субъектной онтологии, и того знания
о существах, которое я называю "витологией" -- наукой
о жизни в ее универсальном звучании. В этом смысле
"Оправдание добра" Соловьева -- это фундаментальный труд
по витологии. И чтобы доказать это, я буду
использовать вновь тот же метод, что и в "Логике
всеединства", -- метод логико-философской реконструкции
философского текста, постепенно обнажающего неизвестную доселе
смысловую вселенную.
Моисеев
Вячеслав Иванович
Доктор философских наук, доцент кафедры
систематической философии Воронежского государственной университета.
В 1989 г. закончил лечебный факультет Воронежского
медицинского института, затем поступил в аспирантуру Института
философии АН, которую закончил в 1992 г., защитив
кандидатскую диссертацию по теме "Неклассический тип
рациональности в биологическом знании".
После окончания аспирантуры поступил без отрыва
от основной работы на математический факультет
Воронежского государственного университета, который закончил
в 1998 г. В 2000 г. защитил в Российском
государственном гуманитарном университете докторскую диссертацию
по теме "Логико-философская реконструкция концептуальных
оснований русской философии всеединства".
Автор ряда статей в издании "Русская философия.
Малый энциклопедический словарь", двух монографий ("Логика
всеединства" (издательский грант РГНФ ь 01--0316096),
"Логико-философская реконструкция концептуальных оснований русской
философии всеединства"), посвященных исследованию логико-философских
оснований русской философии всеединства как прообраза нового типа
научного знания, формирующегося в современной науке.
Область интересов: неклассическая рациональность,
неклассическая наука и тип рациональности гуманитарного знания,
философская логика.