Логика всеединства
как новое прочтение русской философии всеединства
© В.И.Моисеев, 2001 г.
Феномен русской философии всеединства уже получил признание в отечественной историографии. На сегодня вновь переиздано или впервые издано большое количество текстов философов этого направления, исследовательская литература в этой области уже чрезвычайно обширна. Однако, до сего времени мы, по-видимому, можем говорить лишь о преимущественно описательном этапе исследования феномена русской философии всеединства, выражающегося в систематизации и преимущественном пересказе основных идей этой школы. Вслед за такого рода этапом должен наступить период объяснительный, выражаемый в более глубоком теоретическом анализе философского наследия В.С.Соловьева и его последователей. Наиболее ярким выражением такого объяснительного этапа исследования русской философии всеединства является, с моей точки зрения, феномен логики всеединства.
В общем случае в составе теоретического знания, в том числе философского, можно выделять интуитивную, конкретно-интерпретационную и логоическую составляющие. Последняя может быть выделена, очищена и получить относительно самостоятельное существование как логика теории. Подобную процедуру – своего рода процедуру логизации теории - можно пытаться осуществить и на материале идей русской философии всеединства. Полученный в результате более-менее очищенный логоический компонент философии всеединства можно обозначить термином “логика всеединства”.
В связи с этим возникает проблема соотнесения понятий “логика”, “философская логика” и “логика всеединства”. Логика теории – это не теория в целом, но лишь логоический компонент теории. В рамках теории философ оперирует с разного рода концептами, из которых логика выделяет только структурные составляющие. Концепт богаче структуры, он содержит в себе собственное “ментальное бессознательное”, свою аффектику и аксиологию, переживательность и конкретную интерпретацию на том или ином чувственном материале. Структура выражает в концепте только логоическую составляющую, как бы организационный каркас концепта, его универсально смысловую часть. Логизация теории предстает в этом случае как процедура выделения структурных ядер концептов, в простейшем случае представленных как единство из множества некоторых элементов, операций и предикатов на этих элементах. Логика – выделение структур. Такой может быть сжатая сводка определения логики вообще. Философская логика, реконструирующая структуры из разного рода философских концептов, выделяется типом своих структур. Философская логика имеет дело с наиболее универсальными структурами, полученными из наиболее универсальных концептов. Наконец, логика всеединства – как одна из разновидностей философской логики – может быть представлена как наиболее равновесный и полный вариант философской логики.
Более содержательно логика всеединства может быть представлена рядом центральных структур, эксплицируемых из таких концептов русской философии всеединства, как:
В общем случае перечень подобных концептов может быть расширен, но я в этой работе остановлюсь только на перечисленных примерах.
Для каждого из концептов философии всеединства может быть образована своя структура – как логоическая составляющая соответствующего концепта.
Концепт “всеединство” в русской философии всеединства является центральным. Этот концепт выражает интуицию синтеза множества различных начал. На основе этого концепта русская философия всеединства сознательно ставила перед собою цель разработки философии и методологии синтеза как центральной задачи философии. Такого рода задача не является новой в философии, она ставится с момента возникновения самой философии. Отличие синтетического подхода в русской философии всеединства, с моей точки зрения, состоит в такой мере свободы и просторности синтеза, каких не было во всех предшествующих философских системах. Основание такой просторности синтеза может быть выражено и структурно. Центральной в этом случае является своего рода “проективная” интуиция синтеза, неоднократно выражаемая как В.С.Соловьевым, так и его последователями. Например, В.С.Соловьев замечает в главе 3 “Философских начал цельного знания”, что сущее определяет свою логическую форму “как форма тела определяет форму тени” (1, т. 2., С.228). Отношение синтеза и его аспектов трактуется в этом случае как отношение, подобное отношению трехмерного тела и его двумерных проекций.
Каждая из проекций, Р1 и Р2, получена как результат проецирования одного и того же трехмерного тела Т на различные плоскости проецирования p 1 и p 2. Плоскости проецирования выступают в этом случае как вид некоторых ограничивающих условий, накладываемых на тело Т. Каждая из проекций может быть представлена как условное бытие тела в рамках тех или иных ограничивающих условий. Пусть символ Ї обозначает операцию проекции как некоторой процедуры “взятия при условии”, тогда для проекции Р1, например, можно написать: Р1 = ТЇ p 1 – “проекция Р1 равна телу Т, взятому при условии плоскости проецирования p 1”. Хотя сами проекции Р1 и Р2 могут быть весьма различны (на нашем рисунке это круг и прямоугольник), но, тем не менее, все они могут получаться как результат наложения различных ограничивающих условий на один и тот же источник синтеза (в нашем примере – тело Т).
Такого рода пример отношения трехмерного тела и его двумерных проекций может быть обобщен в некотором новом типе структур. В общем случае все такого рода структуры могут быть заданы как: 1)множество тех или иных источников синтеза, 2)множество тех или иных ограничивающих условий, способных накладываться на источники синтеза, 3)множество аспектов синтеза (“проекций”), получаемых в результате взятия того или иного источника синтеза в рамках того или иного ограничивающего условия. Аспекты синтеза получаются как результат некоторой операции ? как операции своего рода “обобщенного проецирования”. Такого рода структуры и были названы мной “ментальными многообразиями” (подробнее см. (2–4, 6)). Структура “ментальное многообразие” может претендовать на роль логоической составляющей концепта “всеединство” в русской философии всеединства. В общем случае, аналогично различным видам пространства, могут возникать различные виды ментальных многообразий, образуемые за счет принятия тех или иных дополнительных условий по отношению к общему определению ментального многообразия. Более того, теперь появляется возможность более строгого выражения различных синтетических методологий в разного рода философских направлениях в форме тех или иных видов ментальных многообразий. Можно реконструировать синтетический метод Платона в диалоге “Парменид” в форме одного типа ментального многообразия, синтетический метод Гегеля – в форме другого типа, синтезы в русской философии всеединства – в форме третьего типа ментального многообразия, и т.д. Появляется возможность более строгого сравнения этих методологий и концептов на основе сравнения сопоставленных им структур. С этой точки зрения появляется и возможность более строгого выражения той повышенной свободности синтетических методологий в русской философии всеединства, о которой шла речь выше. Общая формула этой просторности может быть выражена, с моей точки зрения, следующим образом: если методы синтеза в предшествующих философских системах всегда предполагали определенный вид ментального многообразия, то в русской философии всеединства методология синтеза дорастает до своей формулировки в рамках ментального многообразия вообще. Например, Гегель использует не любое отношение источника синтеза и его аспектов, но всегда связанное с триадическим структурированием аспектов-проекций по отношению к источнику синтеза. Философия всеединства В.С.Соловьева и его последователей в гораздо большей мере тяготеет к наложению своего рода методологического эпохе на определение того или иного вида структурирования аспектов синтеза. Заранее это структурирование не определяется, предполагается, что для задания всеединства в общем случае достаточно только отношения обобщенного проецирования без априорного уточнения его структуры. Это приводит к задаче определения структуры синтеза как проблемы апостериорной, опытной, получающей свое решение только из исследования той или иной конкретной онтологии. Такого рода подход и означает использование определения структур синтеза на уровне первичного определения ментального многообразия вообще, а не тех или иных конкретных его видов. В связи с этим синтез в русской философии всеединства оказывается гораздо более гибким, просторным и открытым к эмпирическому исследованию, не навязывающим эмпирии некоторые жесткие априорные конструкции. В то же время такого рода свобода и не перерастает в неопределенность общей структуры синтеза, всегда фиксируя указанные выше минимальные требования ко всякому синтезу на уровне общего определения ментального многообразия. Тем самым достигается удачная пропорция конкретного и общего, делающая методологию синтеза и достаточно содержательной и открытой к эмпирическому исследованию. Подобные же свойства получают и разного рода производные концепты и структуры по отношению к концепту “всеединство”. Например, метод приведения начал во всеединство может быть теперь представлен в следующем виде:
Первоначально имеется некоторое независимое множество начал Х1, Х2, …, Xn. Методом приведения во всеединство они должны быть представлены как обобщенные проекции, по возможности, одного источника синтеза Y при разных ограничивающих условиях Z1, Z2, …, Zn. Проекции на рисунке изображены стрелками, идущими от источника синтеза к ограничивающим условиям. Можно сказать и так, что “кружки” нужно перевести в “стрелки”. Т.о. для каждого Xi нужно подобрать такие Y и Zi, чтобы было возможно представление: Xi = YЇ Zi, где i=1,2,…,n. Такого рода метод может быть представлен как наиболее общее выражение методологии синтеза, регулярно осуществляемой представителями философии всеединства на разного рода началах.
В русской философии всеединства различаются два основных состояния всеединства – ноуменальное и эмпирическое. Первое состояние выражает наиболее идеальное состояние множества начал, когда они в наибольшей мере причастны синтезу. Во втором состоянии синтез умаляется и искажается в разного рода эмпирических онтологиях. Процесс выражения ноуменального всеединства в эмпирическом можно обозначить в форме концепта “теофании” (богоявления). Структурное выражение этот концепт получает уже в рамках определения ментального многообразия – как результат образования проекций в рамках тех или иных ограничивающих условий. В общем случае факторы ограничения, или “факторы теофании”, можно разбить на два класса: 1)умаляющие, и 2)искажающие. Первые факторы только ослабляют источник синтеза по степени, существенно не искажая его природы (таков, например, приведенный выше пример геометрических проекций трехмерного тела). В случае же факторов искажения происходит инверсия, извращение природы источника синтеза. Такова, например, природа зла в мире. В разработке теории теофании в логике всеединства должно намечаться более глубокое развитие своего рода “прикладной логики всеединства”, исследующей проблемы воплощения разного рода синтезов в “тесных” для них средах.
Реализуя логику всеединства в форме системы разного рода структур, мы обнаруживаем совершенно новое прочтение русской философии всеединства. Многие концепты этой философии оказываются только намеченными, и процедура структуризации позволяет во многом совершить их дальнейшее развитие. Более того, идеи русской философии всеединства предстают в этом случае как скорее исследовательская программа, хотя во многом намеченная, но далеко не завершенная по своему замыслу. Этот замысел состоял в создании синтетической философии и методологии, способной вернуть цельность современной разорванной культуре. Подобная работа не только не может быть завершенной сегодня, скорее она только начинается и должна активно развиваться и далее. Замысел Великого Синтеза в русской философии всеединства – это переданный нам нашими предшественниками проект обретения своего места в современной истории, и этот проект еще слишком перспективен, чтобы принадлежать только истории.