Философская логика и ментальное многообразие
У
Моисеев В.И., 1999В нашей предыдущей работе (см.1) был поднят вопрос о феномене предельных понятий как выражения области интересов философской логики. Такая позиция авторов очевидным образом предполагает представление о ряде существенных логико-философских конструкций, которые составляют, по нашему мнению, differentia specifica философии и могут быть отнесены к разряду особого вида логики, которая присуща именно философской традиции понимания мира и может быть названа в связи с этим особым термином “философская логика”. Сегодня под этим понятием обычно имеются в виду разного рода неклассические логики, например, модальная логика, логика времени, логика действий и т.д., которые возникли за счет того или иного расширения классической логики предикатов первого порядка и в той или иной мере оказались связанными с проблемами формализации гуманитарного, в частности, философского дискурса. Вполне солидаризируясь с подобного рода подходом, мы бы хотели, однако, отметить тот, по нашему мнению, существенный факт, что все существующие на сегодня экспликации различных разделов философской логики не выходят за рамки логико-алгебраической парадигмы. Под этим утверждением имеется в виду отсутствие в существующем сегодня образе философской логики идей, способных адекватно выразить логическими средствами феномен ментальной предельности наиболее важных философских понятий (“сознание”, “бытие”, “истина” и т.д.). Такого рода ментальные конструкции требуют, по нашему мнению, некоторой особой техники, напоминающей технику топологии и математического анализа, и существенно опирающуюся на конструкции своего рода ментальных пределов. Конструкции предела и бесконечности предполагают, по нашему мнению, своего рода “дуальное” бытие, способность одновременно существовать сразу в двух статусах, “режимах” бытия, что предполагает тесную связь топологических конструкций со своего рода методологией и логикой философского “плюрализма”. Логическим выражением такого подхода является некоторая структура, названная нами “ментальным многообразием” (см.1).
Философия, по нашему мнению, достаточно регулярно использует следующие логические конструкции. Вводится, во-первых, некоторое начало Х, и, во-вторых, некоторое множество элементов У
1, У2, …, Уn рассматривается как множество “сторон”, “аспектов”, “мод” начала Х, образованных как условные виды бытия Х – как существования Х при некоторых условиях Z1, Z2, …, Zn. Таким образом, каждое Уi – это “Х-при-некотором-условии-Zi”, i=1,2,..,n. Тем самым происходит возведение множества из независимых друг от друга элементов Уi к “усовершенному” или “преображенному” множеству “мод” “Х-при-некотором-условии-Zi”, в котором все ранее независимые начала оказываются сторонами-аспектами единого “высшего” начала Х. Такого рода ментальную технику можно рассматривать как наиболее общее выражение различных частных процедур синтеза, столь характерных именно для философского знания. В качестве примеров подобной техники можно, например, указать на метод философского познания первоначал бытия (идей), описываемый Платоном в диалоге “Парменид”, на представление определенностей как модусов и атрибутов субстанции в философии Спинозы, этапов развития абсолютной идеи в философии Гегеля, предикаций сущего в философии всеединства у Соловьева, и т.д. Такие процедуры “возведения к единству” присущи не только монистической традиции философии, но и разного рода плюралистическим направлениям (элементаризм Эпикура и Анаксагора, дуализм Декарта, и т.д.). В этом случае синтез выражается в возведении множества начал У1, У2, …, Уn не к одному основанию, но к множеству подобных оснований – Х1, Х2, …, Хm. В этом случае синтетичность выражается в существенном уменьшении разнообразия оснований по сравнению с разнообразием возводимых к единству начал (m<n).Обобщая подобного рода синтетические техники, мы вводим понятие особой математической структуры – “ментального многообразия”. Начала Х
1, Х2, …, Хm, к которым происходит возведение, мы называем “модусами”, те системы условий Z1, Z2, …, Zn, при которых проявляют себя модусы как конкретные начала, мы называем “моделями”, а сами конкретные начала У1, У2, …, Уn, представленные как условное бытие какого-либо модуса Хj, j=1,2,…,m, при какой-либо модели Zi, мы называем “модами”, и обозначаем их как ХjЇ Zi – “Хj-при-некотором-условии-Zi”. Операцию Ї мы называем операцией “проецирования”, рассматривая модусы как своего рода “проекции” модусов в моделях. Ниже дается более строгое определение ментального многообразия в терминах теоретико-множественного подхода.Определение
. Ментальным многообразием будем называть четверкуe
= <М1,М2,М3,Ї >, гдеМ
1 - непустое множество объектов, называемых “модусами”,М
2 - непустое множество объектов, называемых “моделями”,М
3 - непустое множество объектов, называемых “модами”,Ї
- операция проецирования.Будем обозначать элементы М
1 через М, элементы М2 – через m, элементы М3 – через m .Для каждого модуса
М введем множества:М
2(М) – множество моделей (подмножество М2), поставленных в соответствие модусу М (множество моделей модуса М),М
3(М) – множество мод (подмножество М3) модуса М.В этом случае операцию проецирования
Ї будем понимать как множество биективных отображений Ї М: {М}ґ М2(М)® М3(М), т.е элементы М3(М) – это в точности множество элементов вида Ї М(М,m) = МЇ Мm, где mО М2(М). Положим: МЇ m=МЇ Мm, где mО М2(М).Т.о. каждая мода
m может быть представлена в виде МЇ m – “модус М при условии модели m” (“проекция модуса М в рамках модели m”).Положим, что М
2 – это объединение М2(М) по всем МО М1, М3 – объединение М3(М) по всем МО М1.Для каждой модели m могут быть определены множества М
3(m) – множество мод вида МЇ m, где варьирует переменная М, и М1(m) – множество модусов с ненулевым пересечением множеств М2(М) и {m}(возможен подход, при котором модус M отождествляется с множеством М3(M ), модель m – с множеством М3(m)). Мы полагаем также, что для каждого М3(m) определено отношение эквивалентности =m – “равенство в модели m”.Пару <
М,М3(М)> будем называть полнотой (определения) модуса М и обозначать через p М (это модус вместе со своими модами).Пару <m,М
3(m)> будем называть полнотой (определения) модели m и обозначать через p m (это модель вместе со своими модами).Как, например, для топологий в математике, возможны в общем случае различные классы ментальных многообразий, выделяемые из общего определения наложением некоторых дополнительных условий на общее определение.
Если для каждого модуса
М определено некоторое непустое подмножество “канонических моделей М”, М2К(М), множества М2(М), то такое ментальное многообразие будем называть каноническим (идея “каноничности” модели может быть проинтерпретирована как условия моделирования модуса, наиболее адекватно выражающие природу этого модуса с той или иной точки зрения. В общем случае эта интерпретация зависит от конкретного вида ментального многообразия, и в рамках формальных определений мы только отмечаем такую возможность). Моду МЇ m, где mО М2К(М), будем в этом случае называть К-статусом модуса М, а канонические модели (К-модели) для модуса М в этом случае будем обозначать через mМ.Если множество М
2К(М) состоит из одного элемента для каждого модуса М, то такое ментальное многообразие будем называть 1-каноническимМонадические
ментальные многообразия – ментальные многообразия с одним модусом.Полиадические – с более чем одним модусом.
Ментальное многообразие будем называть регулярным, если оно 1-каноническое, М2(М)=М2 для любого модуса М, и между модусами и их К-моделями установлена биекция.
Если на М3(m) введено отношение порядка, m*=mМ* (т.е. m* – это К-модель для модуса М*), и выполнено свойство МЇ m*Ј М*Ї m* для любого модуса М (где равенство понимается в смысле равенства в модели m*), то такое ментальное многообразие будем называть ментальным многообразием с каноническим доминированием (это означает, что множество мод МЇ m* в модели m*оказываются подчиненными канонической моде М*Ї m*, т.е. эта мода доминирует относительно введенного порядка). Если МЇ m*=М*Ї m* (здесь имеется в виду равенство в модели m*), то будем говорить, что модус М дан в L-статусе в модели m*. В противном случае, т.е. если МЇ m* < М*Ї m*, то будем говорить, что модус М дан в М-статусе в модели m*. Ясно, что если модус дан в К-статусе в модели m (в рамках ментального многобразия с каноническим доминированием), то он дан в L-статусе в этой модели. L- и М-статусы будем называть R-статусами.
Если дано ментальное многообразие с каноническим доминированием и, кроме того, на модусах определено отношение порядка и выполнено свойство:
М
1 < М2 ® М1Ї m1 = М2Ї m1, где m1 – это К-модель для модуса М1 и равенство понимается как равенство в модели m1, то такое ментальное многообразие будем называть экранирующим ментальным многообразием.Если на модусах и модах каждой модели введены булевы алгебры (и соответствующие отношения нестрогого порядка, согласованные с булевой алгеброй и отношением эквивалентности на множествах мод модели), причем, существует естественный изоморфизм указанных булевых алгебр: выполнены свойства
(M 1 * M 2 )Ї M 3 = M 1Ї M 3 * M 2Ї M 3,
где
M 1, M 2, M 3 - любые три модуса,*
- операции пересечения (З ) или объединения (И ), и(щ M )Ї M ’ = щ (M Ї M ’),
то такие ментальные многообразия можно называть правильными булевыми
.Например, ментальное многообразие, на основе которого можно интерпретировать логико-философские идеи русской философии всеединства, можно определить как регулярное, правильное булево и экранирующее ментальное многообразие с каноническим доминированием (см.2). Такого рода ментальные многообразия можно называть ментальными многообразиями со всеединством. Можно предполагать, что ментальные многообразия со всеединством являются достаточно распространенными для различных философских традиций.
В уже упоминавшемся диалоге “Парменид” Платона мы находим описание следующего метода. Устами Парменида Платон говорит: “Если ты желаешь поупражняться, то возьми хотя бы предположение, высказанное Зеноном: допусти, что существует многое, и посмотри, что должно из этого вытекать как для многого самого по себе в отношении к самому себе и к единому, так и для единого в отношении к самому себе и ко многому. С другой стороны, если многого не существует, то опять надо смотреть, что последует отсюда для единого и для многого в отношении их к себе
самим и друг к другу… одним словом, что только ни предположишь ты существующим или несуществующим, или испытывающим какое-либо иное состояние, всякий раз должно рассматривать следствия как по отношению к этому предположению, так и по отношению к прочим, взятым поодиночке, и точно так же, когда они в большем числе или в совокупности. С другой стороны, это прочее тебе тоже следует всегда рассматривать в отношении как к нему самому, так и к другому, на чем бы ты ни остановил свой выбор и как бы ты ни предположил то, что предположил существующим или несуществующим, если ты хочешь, поупражнявшись надлежащим образом в этих вещах, основательно прозреть истину” (3, С.358-359). Таким образом, здесь Платон разъясняет метод некоторого закономерного варьирования того или иного понятия в рамках определенной системы отношений. Такое варьирование можно проинтерпретировать в терминах ментального многообразия как взятие мод понятия-модуса при тех или иных условиях (моделях). Пусть Х – некоторое понятие. Тогда, во-первых, Х может браться при условиях своего существования (В) – как мода ХЇ В, и при условиях своего несуществования (щ В) – как мода ХЇ щ В (очевидно, то же можно сделать и по отношению к щ Х – отрицанию Х). Во-вторых, понятие Х может также рассматриваться в отношении к себе, обозначим это в виде “рефлексивной” моды ХЇ Х, и в отношении к своему иному (щ Х) – обозначим такую “трансфлексивную” моду через ХЇ щ Х. Кроме того, иное к Х (щ Х) также может быть рассмотрено в отношении к себе (щ ХЇ щ Х), и в отношении к своему иному, т.е. к Х=щ щ Х, т.е. как мода щ ХЇ Х. Теперь описываемый Платоном метод может быть представлен в седующем виде. Моды ХЇ В и ХЇ щ В берутся как модели в некотором новом ментальном многообразии, а в качестве модусов этого многообразия берутся моды ХЇ Х, ХЇ щ Х, щ ХЇ Х и щ ХЇ щ Х. Каждый модус здесь может образовать моду при каждой модели, т.е. в целом здесь для каждого модуса возникает по две моды, а так как модусов четыре, то всего возникает восемь мод – это как раз число частей в диалоге “Парменид”.Итак, по сути дела описанным методом предполагаются три ментальных многообразия –
e 1,e 2 и e 3. Именно:e
1 = <М11,М21,М31,Ї >,где М
11= { Х, щ Х }- множество модусов,М
21= {B, щ B} – множество моделей,М
31= {XЇ B, XЇ щ B, щ XЇ B, щ XЇ щ B}- множество мод.e
2 = <М12,М22,М32,Ї >,где М
12= { Х, щ Х }- множество модусов,М
22= {Х, щ Х} – множество моделей,М
32= {XЇ Х, XЇ щ Х, щ XЇ Х, щ XЇ щ Х}- множество мод.e
3 = <М13,М23,М33,Ї >,где М
13= { XЇ Х, XЇ щ Х, щ XЇ Х, щ XЇ щ Х }- множество модусов,М
23= { ХЇ В, ХЇ щ В } – множество моделей,М
33={(XЇ Х)Ї (XЇ B), (XЇ Х)Ї (XЇ щ B), (XЇ щ Х)Ї (XЇ B), (XЇ щ Х)Ї (XЇ щ B), (щ XЇ Х)Ї (ХЇ В), (щ XЇ Х)Ї (ХЇ щ В), (щ XЇ щ Х)Ї (ХЇ В), (щ XЇ щ Х)Ї (ХЇ щ В) }- множество мод.В целом, описанные структуры ментальных многообразий в диалоге “Парменид” Платона можно представить в виде следующей схемы (см. рис.1).
Рис.1. Структура ментальных многообразий в диалоге “Парменид” Платона. Здесь стрелка от А к В означает моду А
Ї В. Если Х = Е (“единое”) и щ Х = щ Е (“не-единое” = “многое”), то получим моды в ментальном многообразии e 3 (они изображены стрелками), составляющие логическую формулу каждой из восьми частей диалога “Парменид” Платона (нумерация у стрелок соответствует в этом случае нумерации частей диалога).
Все описанные ментальные многообразия таковы, что здесь М
2i(М)=М2i , где i=1,2,3. Для второго ментального многообразия модели, равные модусам, можно определить как канонические модели, в связи с чем это ментальное многообразие может быть определено как регулярное, и рефлексивные моды ХЇ Х и щ ХЇ щ Х – это К-статусы модусов Х и щ Х соотв. Например, “единое-в-отношении-к-себе”, как мода ЕЇ Е, - это рассмотрение “единого” в своей канонической модели. Обобщение описанного метода связано с тем, что 1)кроме категорий бытия (В) и небытия (щ В), могут рассматриваться другие предикации Х, 2)в качестве иного к Х могут рассматриваться все возможные подмножества множества некоторых начал Х1, Х2, …, Хk.
1. Моисеев В.И., Чусов А.В. О разнообразии статусов существования и модальности предельных понятий// Вестник МГУ. Серия 7. Философия, № 4, 1997. - С. 82 - 104.
2. Моисеев В.И. Логос русской философии всеединства как основание теоретизации гуманитарного знания// Современная философия языка в России. Предварительные публикации 1998 г. М.: ИЯРАН, 1999. – С. 103 – 167.
3. Платон, Собрание соч. в 4-х тт., т.2, М.,1993.