Логика Открытого Синтеза

В 2010 г. вышел 1-й том моей новой книги "Логика открытого синтеза" (в двух книгах).

LOS1

"Логика Открытого Синтеза" - это моя попытка конкретного построения философии неовсеединства в ее более логико-философском варианте. Речь идет о том, что пришло время самой философии становиться подлинной наукой. До сих пор только частные области знания отделялись от философии, образуя самостоятельные научные дисциплины. Так было с математикой, логикой, физикой, биологией, психологией и т.д. Сегодня уже все частные области знания "разобраны" по частным наукам. Что же остается философии? В настоящее время философы предлагают разные ответы на этот вопрос. Одни пытаются связать философию с разновидностью литературы, созданием новых изощренных способов выражения о достаточно общеизвестном (постмодернизм). Другие ограничивают философию методологией и критической рефлексией над современной культурой (аналитическая философия). Третьи оставляют ей место систематизации накопленных наукой фактов (неопозитивизм). Но так или иначе многие ощущают неполноту подобных ролей философии и кризис современного философского знания.

Если же вернуться к изначальному определению философии, то ее место в культуре определяется двумя основными признаками: 1) философия - это знание (не деятельность, не чувство, не воля), 2) предмет философского знания - мир в целом. Соединяя эти два признака, получаем, что философия - это замысел универсального знания. Вот собственно и все. Ничего особенно сложного в этом нет. Сложность состоит лишь в реализации такого замысла. История философии - история разного рода проектов синтетического знания. Такие проекты осуществлялись философией на материале донаучной культуры и сами носили донаучный характер. Сегодня пришло время создания философии как научного знания. Эта тема возникает уже у Бэкона и Декарта и с тех пор вдохновляет многих философов. Можно сказать, что главная проблема современной философии - проблема отношения философского и научного знания. Разнообразие современных философских школ - разнообразие тех или иных ответов на этот один вопрос. Спектр ответов распределяется от резко отрицательных (экзистенциализм) до крайне апологетичных (неопозитивизм).

Об этом можно много говорить, но в конечном итоге последнее слово будет за реальным созданием синтетического логоса. Если удастся создать некоторые новые структуры знания, которые смогут синтетически ассимилировать разнообразие современной культуры, - это и будет ответом на поставленный вопрос. Такой вариант ответа я и попытался избрать для себя.

Если философия возможна как синтетическое высокообоснованное знания, сравнимое по уровню строгости и обоснованности с современным научным знанием, то должна существовать некоторая математическая структура, которая лежит в основании философского логоса. Например, в основании арифметики лежит структура натурального числа, в основании геометрии - структура линейного пространства, в основании мышления - булева структура. Новая идея состоит в том, что в основании философского логоса находится некоторая своя, доселе явно никогда не сформулированная, структура.

Если говорить кратко, то эта структура представляет собой идею порядка, дополненную рядом обслуживающих ее конструкций. Философствование есть последовательная манера довести идею порядка до конца, увидеть порядковые структуры во всем. Когда мысль проникает в основания бытия, она созерцает там лишь отношения "больше-меньше-равно". Например, античная метафизика поражает нас всеобщей сравнимостью всего со всем - здесь вещи и мысли лежат рядом как некоторые степени и формы Единого. Главные конструкции античной и средневековой метафизики - отношения "первичности-вторичности-по-природе". Что это такое? Мы это уже забыли. Первично то, что более полно и безусловно. Условное и зависимое бытие вторично. Здесь вновь отношение порядка, основанием которого является полнота и безусловность бытия. Таким образом, если говорить точнее, то речь идет не о внешнем порядке, но о порядке некоторой обобщенной инвариантности и симметрии, силы и полноты бытия. В структуре самого бытия заложена идея меры и порядка бытия. Рассуждая о бытии, философия постепенно должна дорасти до рассуждений о его порядке-мере, обретая статус квантитативного знания. Все иные количественные виды знания (математика, физика и т.д.) - лишь частные проявления глубинного знания о меро-порядке самого бытия.

В "Логике Открытого Синтеза" рассматривается новая математическая структура, которая претендует на выражение онтологического порядка и первых определений квантитативной философии. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что подобная структура является лишь одним из первых выражений бесконечного ряда структур, все более полно выражающих конструкции философского логоса. Но это и хорошо. Хорошо, что представленная структура может подвергаться критике, сталкиваться с контрпримерами и вырастать до более полных конструкций. Просто нужно начать с первой ступени, для того чтобы восходить по лестнице все выше и выше. Мне очень бы хотелось, чтобы философское знание стало фальсифицируемым и способным к преемственному росту.

Поэтому общий план "Логики Открытого Синтеза" достаточно прост. Она состоит из двух больших метачастей: 1) чисто теоретическая часть, в которой описывается новая математическая структура (т.н. "ментальное многообразие") и строится специальный аксиоматико-формализованный язык (Проективно Модальная Онтология (ПМО)) для ее выражения, 2) прикладная часть, в которой исследуются разные области культуры как те или иные воплощения-развития первоначальной чистой структуры.

 Заказать книгу можно здесь

Ниже я предлагаю вашему вниманию электронную версию книги "Логика Открытого Синтеза".

"Логика Открытого Синтеза", Т.1., Кн.1 (файл pdf)

 "Логика Открытого Синтеза", Т.1., Кн.2 (файл pdf)

Видео презентации "Логики открытого синтеза" в Доме Лосева (Москва, 29.03.2011)

Выдержки из заявки на грант РФФИ 2006 г.